Налогообложение доходов ТСЖ и Управляющих организаций, применяющих УСН

При ведении учета доходов и расходов ТСЖ и Управляющих компаний, использующих упрощенную систему налогообложения (УСН), часто возникают вопросы, связанные с учетом доходов, подлежащих налогообложении в целях применения упрощенки. В связи с этим Минфин РФ выпустил письмо №03-11-11/4260 от 27.01.2017, где разъяснил определение объекта налогообложения в ТСЖ на УСН.
ТСЖ создается собственниками недвижимости, главной задачей которой является регулирование жизнеобеспечения многоквартирного дома. ТСЖ является некоммерческой организацией. Такое определение дано в статье 135 ЖК РФ. В некоммерческой организации возможно поступление целевых средств, которые не облагаются единым налогом по упрощенной системе (ст. 346.15 и ст. 251 НК РФ).
В указанном письме Министерство финансов РФ дало подробные разъяснения, что нужно считать объектом налогообложения в ТСЖ на УСН. Согласно письму, ТСЖ на УСН не учитывают при налогообложении:

  • взносы (вступительные, паевые и членские)
  • доходы в формате безвозмездно оказанных работ и услуг, произведенных в рамках договорных отношений
  • пожертвования, согласно ГК РФ.
  • средства, внесенные членами ТСЖ, в целях формирования резервных источников на ремонт в порядке, указанном в статье 324 НК РФ.
  • бюджетное финансирование на капремонт в рамках Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ и ЖК РФ.

Подобные поступления являются целевыми поступлениями на содержание и обеспечение уставной деятельности ТСЖ, и, следовательно, не учитываются в качестве доходов для налогообложения для УСН.
Что же признается доходами ТСЖ на УСН? В письме говориться, что иные зачисленные на расчетный счет ТСЖ платежи обязательного порядка должны быть учтены в составе доходов при определении объекта налогообложения по единому налогу в целях применения упрощенной системы. К таким обязательным платежам относятся внесенные собственниками недвижимости средства на оплату услуг ЖКХ, причем неважно имеют ли эти собственники членство в ТСЖ или нет.
В письме также акцентировано внимание, что при предпринимательской деятельности ТСЖ, связанную с оказанием на договорной основе посреднических услуг по приобретению ЖКУ по поручению собственников жилья, доходом ТСЖ считается полученное им вознаграждение, будь оно комиссионным, агентским или иным аналогичным. Стоит напомнить, что, определяя объект налогообложения по УСН, учитываются как доходы от реализации, так и внереализационные доходы (п. 1-2 ст. 248 НК РФ). применения упрощенного режима. Однако, обязательным условием, чтобы доходы, вырученные от целевого финансирования, не признавались объектом налогообложения является наличие раздельного учета доходов и расходов. Если компания не осуществляет раздельный учет, то все целевые поступления следует учитывать в общем порядке. При этом, ТСЖ самостоятельно разрабатывает порядок формирования раздельного учета, закрепляя его положения в своей учетной политике в целях налогообложения. При формировании регистра учета поступлений целевого характера можно воспользоваться приведенными в Рекомендациях МНС РФ примерами.
Однако, в конце 2017 года Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ в НК РФ п. 4 ч. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, введена норма, согласно которой при упрощённой системе налогообложения доходы, полученные управлявшей компанией, ТСЖ или ТСН при оплате собственниками коммунальных услуг, оказанных другими организациями, не учитываются при определении объекта налогообложения.
Если полученные от собственников за коммунальные услуги деньги управляющая компания в полном объёме перечисляет исполнителю коммунальной услуги, значит она действует в интересах жителей дома, а не в собственных экономических интересах. Следовательно, такие денежные средства не обладают признаками дохода, облагаемого налогом. Это новая норма законодательства подтверждается дальнейшей судебной практикой.
ФНС РФ выпустило письма № СА-4-7/15613 от 13.08.2018, в котором приводятся примеры из практики Верховного Суда РФ, рассматривавшего жалобы управляющих организаций на решения и постановления нижестоящих судов по вопросам включения платежей жителей многоквартирных домов за жилищно-коммунальные услуги в налогооблагаемый доход. Ведомство сделало акцент на том, что при вынесении решений, суды обращают внимание не только на наименование и условия договоров, по которым управляющая организация оказывает услуги, но и на фактические обстоятельства исполнения обязательств.
В частности, в арбитражном деле № А74-10158/2016 суд первой инстанции рассмотрел иск управляющей компании к межрайонной налоговой инспекции. В исковом заявлении Истец указал, что доначисления налога неправомерны, поскольку денежные средства, перечисленные жителями многоквартирного дома за оказанные коммунальные услуги, не являются выручкой организации. Однако ФНС настаивала, что указанные денежные средства должны быть включены в налоговую базу выручку от реализации коммунальных услуг, оплачиваемых жильцами.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, рассмотрев договоры, заключённые управляющей компанией с собственниками и ресурсоснабжающими организациями, пришёл к выводу, что управляющая организация действовала как агент, перечисляя денежные средства собственников исполнителям коммунальных услуг, поэтому жалоба была удовлетворена.
Апелляционный суд отменил решение первой инстанции, посчитав недоказанным факт, что по представленным договорам управляющая компания выступала как посредник. Приобретая коммунальные услуги для обеспечения ими жильцов дома, обеспечивая техническое обслуживание домов, управляющая организация в соответствии с договорами являлась исполнителем услуг. Поэтому претензии налогового ведомства к управляющей компании были признаны законными. Окружной апелляционный суд и Верховный Суд РФ также подтвердили правоту ФНС.
Дело № А26-9658/2009 похоже на предыдущее, где Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ также подтвердил правоту нижестоящих судов, которые придерживались позиции, что денежные средства, перечисляемые жителями многоквартирного дома управляющей компании за оказанные услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, подлежат включению в состав налогооблагаемого дохода.
Такое решение было связано с тем, что управляющая компания фактически не являлась агентом или посредником между собственниками жилья и лицом, оказывающим коммунальные услуг, а также не перечисляла денежные средства за эти услуги. При этом, суд счёл несущественным факт, самостоятельно ли управляющая компания выполняла работы согласно договору или привлекала для этого сторонних лиц.
Однако, в других арбитражных делах суды не признают оплату жилищно-коммунальных услуг в качестве налогооблагаемого дохода.
В частности, в деле № А41-86032/2016 ТСЖ подало иск к межрайонной ИФНС РФ о неправомерном доначислении налогов. В Суде первой инстанции иск ТСЖ был удовлетворен, поскольку суд сделал вывод, что деятельность ТСЖ была некоммерческой и налоговый орган не привел доказательств, что истец получил посредническое или агентское вознаграждение за перечисление денежных средств в оплату коммунальных услуг.
Апелляционный и кассационный суды отменили решение первой инстанции. Несмотря на это, Верховный Суд РФ оставил ее решение в силе. Согласно точке зрения ВС РФ, если ТСЖ не получает экономической выгоды, передавая оплату собственников за жилищно- коммунальные услуги в адрес исполнителей этих услуг и поставщиков, значит основания считать поступившие денежные средства доходом ТСЖ отсутствуют.
При рассмотрении иска управляющей компании к налоговому ведомству по делу № А53- 15798/2017 также были применены указанные выводы ВС РФ. Дело касалось правомерности не включения в налогооблагаемый доход ТСЖ платежей за жилищно- коммунальные услуги. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, признавших требования налогового органа доначислить налог законными. Окружной арбитражный суд отметил, что если отсутствуют факты получения вознаграждения за перечисление платы собственников за жилищно-коммунальные услуг исполнителям или ресурсоснабжающим организациям, а также не доказана какая-либо финансовая выгода в связи с передачей денежных средств, то суды не должны принимать во внимание организационно-правовую форму истца. Для управляющих компаний и для ТСЖ в соответствии Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 № 5-Пс действуют одинаковые принципы равенства налогообложения. Следовательно, если управляющая компания не получает экономической выгоды от передачи средств собственников поставщикам услуг, то нет оснований для доначислений налоговых выплат.
Следует также упомянуть судебную практику касательно признания платежей за жилищно-коммунальные услуги целевыми. В письме ФСН РФ № СА-4-7/15613 от 13.08.2018 отмечено, что арбитражные суды квалифицируют платежи населения за коммунальные услуги, перечисляемые управляющими компаниями и ТСЖ, как целевые. Поэтому подобные платежи не включаются налогооблагаемую базу (ч. 2 ст. 251 НК РФ).
Например, в арбитражном споре по делу № А43-4208/2017 Товарищество собственников жилья не согласилось с выводами налоговиков о том, что ТСЖ не уплатило налог на доходы с полученных от собственников за жилищно-коммунальные услуги денежных средств, и подало иск.
Все три судебные инстанции единодушно пришли к выводу, что средства, которые перечислялись ТСЖ жителями многоквартирного дома за оказанные коммунальные услуги и выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, являются целевыми и не подлежат налогообложению. ТСЖ всеми судами признавалось как некоммерческая организация без самостоятельных экономических интересов, выступающая в интересах собственников помещений в многоквартирном доме. Поскольку все средства, которые поступали от жителей дома за жилищно-коммунальные услуги, расходовались ТСЖ по назначению, а именно на оплату коммунальных услуг, предоставленных сторонними организациями, доначисление суммы налога с этих средств было признано судами неправомерным.
Таким образом, из описанных выше ситуации можно сделать следующие выводы. Доначисление налога на поступившие от собственников многоквартирного дома денежные средства за жилищно-коммунальные услуги возможно в тех случаях, когда имеются доказательства, что жители дома оплатили управляющей организации (ТСЖ) услуги и работы по стоимости, превышающей их стоимость у поставщиков и сторонних лиц, либо услуги были оказаны непосредственно управляющей организацией (ТСЖ). Если же полученные от жителей дома денежные средства управляющая компания полностью перечисляет поставщикам услуг, то они не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, либо по упрощённой системе налогообложения.
В любом случае, если при формировании налогооблагаемой базы ТСЖ возникает неоднозначная ситуация и остаются нерешенные вопросы, следует обратиться за консультацией к специалистам, имеющим большую практику консультирования и проведения аудиторских проверок ТСЖ и управляющих компаний. Аудиторская фирма «Налоговая стратегия» является одной из таких фирм, которая специализируется на аудите ТСЖ и консультировании управляющих органов ТСЖ и управляющих компаний, а также их бухгалтерских служб.